Вороний день – это древний хантыйский праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к «туруму» и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.
Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл.»
День Обласа
Волшебный край лесов и рек, край тундры и тайги. Скользит, как птица, обласок по зеркалу Югры.
Испокон веков население древней Югры брало начало от воды, строя свои жилища на берегах рек и озёр. «Речные люди», проживающие в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Водоёмы для коренных народов были путями сообщения и кормильцами, а русские и зарубежные путешественники, побывавшие в Сибири, заслуженно именовали ханты и манси "рыбоядцами".
Чтобы водный дух был к людям благосклонен, дарил хороший улов, оберегал от несчастных случаев, коренные народы проводили сакральный обряд поклонения Вит Хон Хатлу, после которого устраивали праздник, переходящий в азартные состязания - гонки на обласах.
Что такое облас? Это хантыйская традиционная лодка-долблёнка, сделанная из цельного ствола осины по специальной технологии. Её главные достоинства – вёрткость и лёгкость. Но не так-то просто, как может показаться на первый взгляд, овладеть искусством управления ею. Здесь важна быстрота, сноровка и ловкость рук. У каждого в семье ханты или манси, ведущих традиционный образ жизни, есть своя лодка, свой облас. Начиная с пятилетнего возраста, дети осваивают науку управления этим речным транспортным средством.
Ежегодно в июле на берегу небольшого озера, что в 2 км от национального посёлка Тром-Аган проходит традиционный праздник День обласа.
Яркий национальный праздник включает в себя одиночные мужские и женские гонки на обласах по разным возрастным категориям от 18 лет и старше, в которых ежегодно принимает участие более 40 спортсменов Сургутского, Нефтеюганского и Нижневартовского районов.
На спортивном национальном празднике собирается более 300 зрителей, которые не только наблюдают за захватывающими состязаниями, но и участвуют в мастер-классах, покупают уникальные сувениры, оленину, рыбу и дикоросы в торговых рядах, пробуют национальные угощения в гостеприимном чуме.
Здесь можно увидеть колоритный конкурс самобытных мастериц и уникальное дефиле национального костюма Праздник сопровождает этническая концертная программа, работают развлекательные площадки для детей.
Постоянный спонсор соревнований – ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь».
Добраться до места проведения праздника можно, проехав 60 километров от Сургута в сторону Нижневартовкса, через посёлок Ульт-Ягун, следуя по указателям до национальной деревни Тром Аган.
Из общего числа проживающих на территории Сургутского района представителей коренных малочисленных народов Севера 98% - ханты, 1% - ненцы и менее 1% - манси (3427 человек). Ханты, ненцы и манси – это близкородственные народы, получившие в научной литературе название «обские угры».
Информация о национальной деревне Русскинская появилась в первой половине прошлого столетия. Известно, что изначально на этом месте свои чумы ставила семья ханты Ивана Русскина, отсюда и пошло название стойбищного поселения. В начале 50-х годов, выполняя сталинское постановление «О сселении и оседании коренного населения», для аборигенов начали строить жильё, магазины (мыр-лавка), баню, пекарню, был установлен красный чум с библиотекой и прочее, но ханты по-прежнему предпочитали жить в чумах.
Деревня Русскинская расположена на севере Сургутского района, вдоль реки Тром-Аган (Торум-Ягун - Божья река), на месте хантыйского стойбища Русскиных, откуда и пошло название деревни. Тром-Аганский сельский совет был создан в 1926 году, в 1978 году переименован в Русскинской на основании решения облисполкома, а с 01.01.2006 года получил наименование "сельское поселение Русскинская".
Основные занятия коренного населения, проживающего в стойбищах и родовых угодьях на территории Сургутского района, и посей день остаются неизменными: оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, охота на дичь, заготовка пушнины.
Вот уже не один десяток лет в марте сотни людей из Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Когалыма, Фёдоровского и других близ лежащих территорий России (Красноярского края, ЯНАО, Уральского округа и др.) устремляются в деревню Русскинская.
О зарождении традиции проведения в марте Слёта оленеводов, рыбаков и охотников в своей книге «Всегда вместе» писал Почётный гражданин Сургутского района Иван Егорович Коровин: «В 1974 году по инициативе администрации Сургутского коопзверопромхоза и под непосредственным руководством его директора Михалёва Александра Николаевича впервые был проведён Слёт. В дальнейшем подобные мероприятия стали проводиться ежегодно после окончания охотничьего сезона в конце марта - начале апреля. Охотники ещё по снегу на оленях выезжают в центр охотничье-промыслового отделения коопзверопромхоза, где сдают пушнину, получают зарплату, охотснаряжение и боеприпасы». С 2009 году «Слёт оленеводов, рыбаков и охотников» приобрёл статус районного национального праздника. Сегодня этот праздник посещает более 5 000 человек.
Традиционно всех гостей и участников Слёта встречают «Обрядом добрых пожеланий».Участницы самодеятельного коллектива «Вонтнэ» (Таёжница) в яркой национальной одежде окуриваютгостей дымом от чаги (древесный гриб), обходя «по солнцу» всех присутствующих с пожеланиями каждому на хантыйском языке добра, удачи, здоровья, угощая лесными дарами - ягодами, кедровыми орешками.
Для одних приехать на праздник - это экзотика во всех её проявлениях: попробовать варёную оленину, кочамйнк (уха), приготовленную на костре. Для других - это возможность встретиться с близкими, друзьями, чтобы поговорить о прошедшем сезоне и о планах на следующий, а если повезёт, то присмотреть невесту или даже посвататься. Кстати, если вы увидели, что на нартах девушка не сидит, а лежит, да ещё лицом против движения, – верная примета быть свадьбе. Для третьих - на ярмарке продать рыбу, шкуры оленей, белки, лисицы, дикоросы, хозяйственную утварь, сувенирную продукцию и, конечно же, покрасоваться в новом сахе (верхняя зимняя одежда женщин), а парням в малице (длинная мужская одежда глухого покроя).
Самой яркой и зрелищной частью программы Слёта стали гонки на оленьих упряжках (ежегодно участвует более 100 упряжек), причём участвуют в заездах и женщины (дистанция 500 м), и мужчины (дистанция 1 000 м): одиночная езда на нартах, парная езда; соревнования упряжек, стоя на нартах, стоя на одной ноге. Спортивный азартподогревается перспективой получения ценных призов.
Так же можно увидеть на Слёте метание тынзяна (аркана) на хорей (шест для погонки оленей), соревнования по прыжкам через нарты, когда до десяти нарт устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, пока хватает сил. Хорошие прыгуны делают тысячу и более прыжков. Женская борьба мешками - сидя на бревне, бьются мешками, пока кто-то не упадёт. Перетягивание палки, сидя на шкурах оленей, упершись друг в друга ступнями ног, соревнование для всех возрастов мужчин, женщин и детей. Бег в национальной одежде, бег в подволоках (специальное устройство для хождения по снегу, дистанция 500 м).
Эти и многие другие национальные соревнования, забавы не только развлечение и интересное времяпрепровождение, веселье и радость -это, прежде всего, часть культуры народа ханты. Характер многих соревнований таков, что они имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Колоритное и самобытное действие, не оставляющее равнодушным ни одного гостя и участника Слёта оленеводов, рыбаков и охотников – ярмарка. Ярмарка – продажа и выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, где порой на глазах изумлённых зрителей рождается лёгкий, летящий какбудто по воздуху, олень из щепы мастера Гаврилы Кунина. Женские бисерные украшения: нагрудники, налобники, кулоны, детские тром-аганские куклы Паки Майи Сопочиной. Меховые сумки, игольницы, бисерные пояса для сахов и платьев, кисы Валентины Сопочиной. Традиционная посуда из бересты Людмилы Сопочиной. Арканы для ловли оленей, сплетённые из корня кедра (корневатик), короба с крышкой для хранения посуды Олега Короб. Национальная одежда и обувь, циновки из травы для чума Альбины Сопочиной. Музыкальные инструменты:наркасюх, торсапльюх, «журавль», изготовленные Сергеем Кечимовым. Традиционная деревянная посуда, ножны с рукояткой из капа, «унт пэрт» Станислава Сопочина.
Самая «вкусная» номинация программы - национальная кухня. Участников и зрителей угощают ухой из щуки или карася с дымком костра, колбасой из печени налима, подавушкой(приготовленная рыба на рожнах - тортым сорт), печёным или жаренным на рожнахмохтиком, хантыйским хлебом «нянь» с оленьей кровью, приготовленным в хлебной печинянь кер, томлённой в печи рыбой- Феклы Суровцевой, блюдами из оленины, лосятины, салатами из щучьей икры с брусникой, пирогами с рыбой и лесными ягодами Людмилы Добрыниной, строганиной (патанка) свежемороженой рыбой, «лесным чаем», морсом Зои Молдановой.
Ярко и красочно проходят концерты национальных самодеятельных коллективов, приезжающих из Тром-Агана, Лянтора, Когалыма, Фёдоровского, Сургута (около 100 человек). Это не только ханты, но и родственные народы – такие, как марийцы. Конечно же, неизменный и желанный участник концертов - ансамбль «Вонт нэ» Русскинского Музея Природы и Человека имени Ядрошникова Александра Павлоича, где хранят вековые секреты древнего народа Югорской земли.
Очень популярны среди национального населения конкурсы для коренных жителей: конкурс мастерства по изготовлению традиционных предметов быта, конкурс самобытных исполнителей, парад юных мастеров, конкурс «Лучший чум».
Русскинской Музей Природы и Человека имени Ядрошникова Александра Павловича можно обозначить двумя фразами: «Спасение и сохранение для будущих поколений природного и культурного наследия тром-аганской земли» и «Уважение и любовь к истории, природе и людям Югры через их познание».
Своим рождением музей обязан Ядрошникову А. П., энтузиасту, любителю-таксидермисту. Предпосылками создания музея являлось стремление мастера показать уникальность природного и культурного наследия Югорской земли.
Экспозиционный материал музея представлен предметами двух направлений: природа и этнография. Первая группа включает в себя таксидермические материалы. Вторая группа представлена предметами материальной и духовной культуры народа ханты. Это единственный музей, наиболее полно демонстрирующий богатство животного мира Сургутского района и культурное наследие тром-аганской локальной группы восточных ханты. Основной идей экспозиции является сочетание природного и человеческого пространства, аналогом такого сочетания выступает традиционная культура ханты.